admin | Дата: П`ятниця, 10.08.2018, 18:25 | Повідомлення # 1 |
Ранг 10
Група: Администраторы
Повідомлень: 2045
Статус: Offline
| Как реализуют проект по внедрению электронных чеков
Правительство хочет организовать тотальную фискализацию - то есть ввести фискальные чеки повсеместно, до самого последнего ЧП-шника. Для этого предпринимателям бросили кость - согласились на использование вместо кассовых аппаратов разнообразных гаджетов, а также решили узаконить электронные чеки. "Деньги" разбираются, как это будет реализовано. И когда.
Кабинет министров Украины 13 июня дал старт пилотному проекту, в рамках которого будет проводиться тестирование современных гаджетов в качестве кассовых аппаратов. Документ с длинным названием “Порядок реализации экспериментального проекта по регистрации и эксплуатации новейших моделей программных и/или программно-технических комплексов, предназначенных для регистрации расчетных операций“ утвержден постановлением Кабмина №472.
Премьер-министр Владимир Гройсман, комментируя решение правительства, заявил, что произойдет переход от кассовых аппаратов к системе электронных чеков, а бизнес будет избавлен от непонятных платежей и штрафов, а также рутинных процедур по регистрации и перерегистрации кассовых аппаратов.
Эксперимент запланирован на период с 1 июля 2018 г. до 31 декабря 2019 г. Сразу успокоим: для бизнеса, который по роду деятельности обязан использовать регистраторы расчетных операций, пока ничего не изменится. Равно как и для предпринимателей, которые освобождены от применения кассовых аппаратов. “То есть круг лиц, использующих РРО, не расширяется, и дополнительные обязательства для них не вводятся“, - уточняет Сергей Протасов, руководитель налоговой практики “Алексеев, Боярчуков и партнеры“.
В то же время предприниматели, которые пожелают принять участие в пилотном проекте и протестировать новые устройства, смогут к нему присоединиться. Разумеется, добровольно.
Народный тест-драйв
Согласно тексту упомянутого порядка, алгоритм проведения эксперимента выглядит следующим образом. Прежде всего, будет сформирована специальная Межведомственная рабочая группа по вопросам реализации инновационных технологических решений для регистрации расчетных операций. В ее состав войдут представители Минфина, Минэкономразвития, Государственной фискальной службы, Национального банка, Госспецссвязи, Госагентства по вопросам электронного правительства, неправительственных организаций и бизнес-ассоциаций.
Задача этой группы - собрать пул производителей/поставщиков технических решений и разработчиков ПО, изучить предложенные устройства, организовать их тестирование с привлечением налогоплательщиков, и в итоге сформировать перечень подходящих гаджетов, которые сможет применять бизнес. Завершающим этапом эксперимента станет подготовка предложений о внесении изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие сферу применения РРО. “
То есть только после 31 декабря 2019 года, с учетом собранной информации, будет разработан нормативно-правовой акт, детально регулирующий порядок внедрения и использования отобранных и зарегистрированных Минфином и ГФС в ходе эксперимента моделей программных и/или программно-технических комплексов“, - объясняет Сергей Протасов.
Что за зверь?
К решениям, которые смогут заменить РРО, правительственный документ выдвигает вполне четкие требования. Они должны содержать: программно-техническое средство, где хранятся данные об описании товаров, фискальная информация, данные, на основе которых формируются расчетные документы и отчеты о расчетных операциях; часы-календарь с отдельным элементом питания; процессор, управляющий механизмом печатания чеков и отчетов, индикаторами новой модели комплекса, денежным ящиком, клавиатурой; запоминающее устройство, которое содержит программную память; модуль безопасности, который соответствует требованиям Нацбанка и создает контрольную ленту в электронной форме.
При этом устройства обязаны обеспечивать проведение расчетных операций и передачу контрольно-отчетной информации в режиме реального времени; уметь печатать расчетные и отчетные документы; сохранять данные об описании товаров, фискальную информацию; использовать электронно-цифровую подпись для осуществления технологических операций.
Как есть - так и будет
Не совсем понятно, почему премьер пообещал, что в качестве кассового аппарата можно будет использовать любой гаджет, в то время как в постановлении №472 четко написано, что ГФС обязана внести программные/программно-технические комплексы в Госреестр РРО? То есть предпринимателей все равно ограничат в выборе решений для проведения кассовых операций. Бизнесу, так или иначе, придется пользоваться только теми гаджетами, которые будут одобрены Минфином и Фискальной службой.
“Хотя не исключено, что будут просто перечислены конфигурации устройств, а предприниматель уже сможет выбирать тот гаджет, который соответствует требуемым характеристикам. Вообще, все это, конечно, еще очень сырое и вступает в конфликт с действующей нормативной базой“, - рассуждает налоговый консультант Александра Томашевская.
Соответственно, возникает вопрос: какой окажется стоимость таких решений, и насколько она будет ниже тех 5-20 тыс. гривен, которые просят за РРО сейчас. Это же касается и других затрат. Например, платы за ПО (лицензию) для фискализации операций.
Также неясен принцип функционирования электронных чеков. Если с безналичными платежами (банковской картой, например) все очевидно, то контролировать кэш гораздо сложнее. “К тому же, законодательством об РРО создание таких документов не предусмотрено, поэтому говорить об оформлении/создании электронных чеков можно будет лишь после принятия соответствующих нормативно-правовых актов“, - говорит Наталья Бойко, старший юрист Jurimex.
Впрочем, если вспомнить, что устройства все равно должны печатать расчетные документы, вполне вероятно, что электронные чеки будут попросту дублироваться бумажными. По крайней мере, первое время. А дальше? Остается только надеяться, что законодательство позволит автоматически формировать электронные документы (чеки) и складывать их в базу данных ГФС - примерно так же, как сейчас там накапливаются электронные НДС-накладные.
Опять поборы
Открытым остается вопрос штрафов. Действующая система контроля расчетных операций уже отработана, в то время как при внедрении новой модели неизбежны технические проблемы. Учитывая, что устройство будет передавать данные об операциях в режиме “онлайн“, каждый сбой чреват последствиями. “Поэтому систему штрафных санкций тоже обязательно нужно менять“, - считает Юлия Дроговоз, вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей.
Согласно действующему законодательству, за первое нарушение в сфере применения РРО налагается штраф в размере 1 гривна, за второе - 100% проданных с нарушениями товаров, а за каждое последующее - пятикратный размер стоимости. И есть вполне реальная угроза, что бизнес будет попросту оплачивать недостатки и недоработки системы из своего кармана. Как это было, например, после запуска электронного администрирования НДС.
Идея Кабмина о замене кассовых аппаратов гаджетами выглядит пока что очень странно. Предприниматели все равно смогут использовать те устройства, которые одобрят Минфин и ГФС. Кроме того, открытым остается вопрос стоимости гаджетов и обслуживания операций. Но самый главный риск в том, что технические проблемы и сбои в работе системы могут обернуться для бизнеса немалыми штрафами – Мнения участников процесса –
Владимир Гройсман, премьер-министр Украины
Стоимость кассового аппарата сейчас - от 5 до 20 тыс. гривен. Его техническое обслуживание стоит 200 гривен в месяц. Регистрация длится 5 дней и требует много документов. Все это превратилось в монополию, некое “кассово-аппаратное рабство“. Мы упрощаем систему РРО. Регистрация будет происходить за один шаг в один день, исключительно на основании заявления по упрощенной форме, без каких-либо приложений. Программное обеспечение будет интегрироваться с любым другим, то есть можно будет использовать любой гаджет - мобильный телефон, планшет. В ближайшее время запускаем пилотный вариант новой системы. И после “пилота“ электронный чек будет функционировать по всей стране. Альтий Землицкий, директор компании-разработчика программного обеспечения “СофтПро“ Как я понимаю, некое программное обеспечение будет устанавливаться на некое устройство, и после регистрации им можно будет пользоваться. Тем или иным способом в него будут вводиться данные о покупке и, судя по всему, ИНН покупателя, после чего загружаться на сервер ГФС и храниться в виде последовательности для QR-кода. Видимо для облегчения чтения пользователями: навел камеру смартфона - и готово. Каждый законопослушный налогоплательщик на сервере ГФС получит кабинет, где он увидит свои чеки, сможет “втянуть“ QR-коды на смартфон, подписаться на загрузку чеков и т.п. А фискалы со своей стороны смогут проверять и контролировать все операции.
Юлия Дроговоз, вице-президент УСПП Сама по себе идея гаджетов - вполне резонная, так как она позволит избавиться от устаревших и изживших себя кассовых аппаратов. Вопрос в том, что в правительстве явно собираются таким образом перевести на использование РРО весь бизнес и контролировать все операции. Но это бесполезная затея, так как бизнес уходит в “тень“ не из-за кассовых аппаратов, а из-за налогового и регуляторного давления. Кроме того, на разработку ПО, его интеграцию тоже нужны деньги. Кто за это заплатит - непонятно, равно как и то, сколько будет стоить обслуживание, и будет ли это дешевле для бизнеса. И еще очень важно, будет или нет переходный период для бизнеса, чтобы предприниматели смогли адаптироваться к новым требованиям.
Источник: http://dengi.ua/archive....-chekov © Dengi.ua
|
|
| |