admin | Дата: Четвер, 29.12.2011, 19:29 | Повідомлення # 1 |
Ранг 10
Група: Администраторы
Повідомлень: 2045
Статус: Offline
| Кассное руководство
БИЗНЕС №51(986) от 19.12.2011 Марков Александр
Принимая Налоговый кодекс, его авторы не забыли косвенным образом закрепить в нем обязанность налогоплательщиков подавать отчеты об использовании регистраторов расчетных операций (РРО).
Согласно Закону о РРО и приказу ГНАУ №614 от 01.12.2000 г., такие отчеты ежемесячно подаются в ГНИ в бумажном виде не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Так как отчетность по НДФЛ и налогу на прибыль субъекты хозяйствования предоставляют ежеквартально, необходимость ежемесячной подачи отчетов об использовании РРО сомнительна. Тем не менее налоговые органы ежемесячно получают информацию по каждому из более 250 тысяч стоящих на учете регистраторов.
Депутатский подарок Все свыклись с существующим положением, и мало кто обратил внимание на то, что оно… нарушилось при внесении в Налоговый кодекс и некоторые “околоналоговые” законы изменений в соответствии с Законом №3609 от 07.07.11 г. (тому способствовали и обширность самого Закона, и тот факт, что изменения по РРО появились в законопроекте между первым и вторым чтениями; см. статью "Лоббираторные опыты").
Под аккомпанемент многочисленных заявлений представителей власти народные избранники в июле дополнили Закон о РРО парой чудесных норм (см. “Что говорит…” ).
В переводе на человеческий язык, речь идет о внедрении уже со следующего года весьма расходной для налогоплательщиков системы ежедневной (!) передачи данных, содержащих копии кассовых чеков и дневных фискальных отчетов, органам ГНС на базе Национальной системы массовых электронных платежей (НСМЭП).
Даже для предприятия, имеющего один РРО, это означает 30-кратное увеличение количества подаваемой отчетности (объем предоставляемой информации возрастает в несравнимо большее количество раз).
Если же речь идет о крупном супермаркете, то количество подаваемой отчетности может увеличиться тысячекратно. При этом штраф в размере 170 грн. за каждый неподанный отчет никто не отменял. Зато как повышается вероятность его применения!
Кроме того, уже к 1 июля все плательщики, пользующиеся обычными РРО, должны будут обзавестись новыми (или же модернизировать старые), которые будут иметь должный уровень защиты, позволят формировать электронную отчетность по технологиям НСМЭП и т.д., а также специальными модемами для передачи данных.
В придачу субъектам хозяйствования придется оформить разрешения самой НСМЭП на работу в ней. Все перечисленное, кстати, обойдется отнюдь не дешево. Понятно, что все это приведет к переделу рынка РРО с одной стороны и к измеряемым сотнями миллионов гривень расходам пользователей РРО — с другой.
При этом одноразовыми расходами дело не ограничится. Субъекты хозяйствования, которые поневоле станут участниками НСМЭП (а лоббирование внедрения системы проводится в течение уже 11 лет, причем не слишком успешно; см., например, статью "Массовая коллективизация", статью "Игра в дурака"), плюс к этому будут обязаны оплачивать услуги эквайров (фирм, которые будут поддерживать работу РРО в платежной системе), генерацию ключей и т.п.
Рост затрат налогоплательщиков — это одна сторона медали. Оборотной ее стороной станут проблемы налоговой службы в процессе обработки информации, которую предусматривается собирать в ежедневном режиме и практическая ценность которой к тому же сомнительна.
БИЗНЕС писал о скачкообразном увеличении объема обрабатываемой в ведомстве информации, получаемой в электронном виде (и без новых отчетов по РРО объем обрабатываемой информации к 1 января должен достичь 100 Тб; см. статью "Разруха не в сортирах").
А также о том, что в июле сервер ГНСУ попросту “обвалился”. Аналогичный эпизод случился и в ноябре. Чтобы выполнить странные требования Закона, немалые расходы должны будут понести не только налогоплательщики, но и бюджет (формируемый теми же налогоплательщиками), из которого нужно будет профинансировать закупку серверов и т.п. В конечном же счете за весь “банкет” заплатит потребитель.
Вся эта история живо напоминает неоднократно предпринимавшиеся ранее попытки возродить в различных формах аферы а-ля Тендерная палата (см. статью "Newсправимый").
Присутствуют все необходимые элементы: передел рынка, дополнительные расходы, создание платного “шлюза” передачи данных. Правда, в отличие от предыдущих афер, которые пресекались либо на уровне законопроектов, либо с помощью президентского вето, в этот раз для инициаторов все прошло на ура.
Слабые надежды Слабая надежда на то, что за “удовольствие” ежедневной подачи отчетности в следующем году платить не придется, появилась с выходом поручения Президента Украины от 12.09.11 г. “Относительно предотвращения необоснованных расходов бюджета, обеспечения соблюдения прав и законных интересов субъектов хозяйствования при применении отдельных положений Налогового кодекса и некоторых других законодательных актов Украины”.
В соответствии с одним из пунктов поручения премьер-министру Николаю Азарову предписано предусмотреть “для субъектов хозяйствования, применяющих РРО, в 2012 г. адаптационный период по подаче определенной законом информации органам ГНС проводными и беспроводными каналами связи, на протяжении которого такая подача будет осуществляться на добровольных началах”.
Как видим, в поручении, к сожалению, не идет речь об отмене, мягко говоря, сомнительных норм Кодекса. Скорее, в соответствии с ним внедрение “Тендерной палаты-2” откладывается до “после выборов”, дабы не будоражить общественность. Однако в сложившейся ситуации даже это было бы хоть каким-то облегчением.
К сожалению, о какой-либо реакции премьера на поручение Президента ничего не известно. Во всяком случае, никакого законопроекта об адаптационном периоде правительство в Верховную Раду не подавало. Что, безусловно, настораживает.
Возможно, исполнительная власть издаст некое противоречащее закону разъяснение (что в наших реалиях ставится уже привычным делом) или просто временно заблокирует принятие подзаконной “нормативки”. Оба пути не гарантируют, что заинтересованные в продвижении “кассовой отчетности” не смогут переломить ситуацию в свою пользу.
Что говорит Закон “Субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и (или) безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны: подавать в органы ГНС отчетность, связанную с применением РРО и расчетных книжек, не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца в случае, если этим пунктом не предусмотрено представление информации по проводным или беспроводным каналам связи.
Субъекты хозяйствования, использующие РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме, или электронные контрольно-кассовые регистраторы, которые создают контрольную ленту в печатном виде, должны подавать в органы ГНС по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте в памяти РРО или в памяти модемов, которые к ним присоединены.
Субъекты хозяйствования, использующие РРО, которые создают контрольную ленту в печатном виде, за исключением контрольно-кассовых регистраторов, должны подавать в органы ГНС по проводным или беспроводным каналам связи информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и (или) безналичной форме, или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, которая находится в их фискальной памяти.
Порядок передачи информации в органы ГНС по проводным или беспроводным каналам связи устанавливается ГНСУ на базе технологии, разработанной НБУ и согласованной ГНСУ.”
Из Закона “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг”
|
|
| |