admin | Дата: Понеділок, 09.03.2015, 19:24 | Повідомлення # 1 |
Ранг 10
Група: Администраторы
Повідомлень: 2045
Статус: Offline
| РРО: по следам разъяснений ГФС
Опубликовано в Бухгалтерии N9 (1152) от 2 МАРТА 2015 года
Татьяна СУШАЛЬСКАЯ, редактор
Нормативная база
– НКУ Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI(1) – Закон № 71 Закон Украины от 28.12.2014 г. № 71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины в части налоговой реформы» – Закон об РРО Закон Украины от 06.07.95 г. № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (в редакции Закона от 01.06.2000 г. № 1776-III)
В предыдущем номере «Бухгалтерии» наши читатели имели возможность ознакомиться с несколькими письмами ГФС относительно применения регистраторов расчетных операций (РРО) в связи с последними изменениями, которые были внесены Законом № 71 и Законом № 406(2) в Закон об РРО:
– от 15.12.2014 г. № 15258/7/99-99-22-07-03-17 (далее — Письмо № 15258)(3);
– от 31.01.2015 г. № 1848/6/99-99-22-07-03-15 (далее — Письмо № 1848)(4);
– от 10.02.2015 г. № 4315/7/99-99-22-07-03-17 (далее — Письмо № 4315)(5).
Разъяснения, содержащиеся в этих письмах главного фискального ведомства, должны принять во внимание все субъекты хозяйствования, которые уже применяют РРО, и те, кто вынужден будет их применять с 1 июля 2015 года (о них скажем ниже). Поэтому предлагаемая статья, по сути, является расширенным и обобщенным комментарием к вышеуказанным письмам ГФС.
Электронная отчетность — 2015 В Письме № 15258 ГФС напоминает о вступлении в силу с 01.01.2015 г. новой редакции п.7 ст.3 Закона об РРО, из которого становится понятно, в какой форме фискальный орган хочет видеть электронную отчетность по РРО. Согласно этому пункту с указанной даты те субъекты хозяйствования, которые используют все виды «обычных» РРО (кроме электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг) и РРО, применяемых при купле-продаже валюты), должны представлять в ГФС электронные копии расчетных документов (кассовых чеков) и фискальных отчетных чеков. Совершенно очевидно, что возможность отправлять в орган ГФС электронные копии расчетных документов есть только у тех РРО, которые могут создавать контрольную ленту (совокупность кассовых чеков) в электронном виде. РРО, у которых такая функция отсутствует и контрольная лента формируется в бумажном виде, по формальному признаку больше не соответствуют требованиям действующего законодательства. В Письме № 15258 ГФС обращает внимание на абзац второй п.8 раздела II Закона об РРО, согласно которому с 01.01.2015 г. разрешается первичная регистрация только тех РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме. Однако в абзаце третьем указанного пункта есть еще одна крайне важная норма, согласно которой до 01.01.2016 г. субъектам хозяйствования разрешается использовать РРО, введенные в эксплуатацию до 01.01.2015 г., которые создают контрольную ленту в печатном, то есть бумажном виде. И это значит, что владельцы таких РРО до 01.01.2016 г. могут по-прежнему отправлять в фискальные органы только информацию об объемах расчетных операций. В Письме № 15258 ГФС о норме абзаца третьего п.8 раздела II Закона об РРО не упомянула. Но в более позднем разъяснении — Письме № 4315 — исправилась. Таким образом, в течение 2015 года субъектам хозяйствования, применяющим до настоящего времени РРО, которые формируют контрольную ленту в бумажном виде, придется свою кассовую технику менять — приобретать (дорабатывать) и регистрировать (перерегистрировать) РРО с возможностью формирования контрольной ленты в электронном виде. Что касается электронной отчетности субъектов хозяйствования, использующих электронные таксометры, автоматы по продаже товаров (услуг) и РРО, применяемые при купле-продаже валюты, то она состоит только из информации об объеме расчетных операций, содержащейся в фискальной памяти РРО. Электронные копии расчетных документов таким субъектам хозяйствования представлять в ГФС не нужно.
Расширение круга субъектов, которые должны применять РРО О расширении круга субъектов хозяйствования, которые с 01.01.2015 г. должны применять РРО согласно изменениям, внесенным в Закон об РРО Законом № 71, читатели «Бухгалтерии» узнали со страниц нашей газеты еще в январе(6). Тем не менее, Письмо № 4315, в котором ГФС среди прочих актуальных вопросов поднимает и этот, пропустить нельзя. ГФС напоминает, что с 01.01.2015 г. при проведении расчетов в наличной и безналичной форме(7) РРО в общем порядке применяют: – физические лица — плательщики единого налога, за исключением плательщиков единого налога второй и третьей групп при осуществлении ими деятельности на рынках и при продаже товаров в мелкорозничной торговой сети; – субъекты предпринимательства, осуществляющие торговлю в сети Интернет; – субъекты предпринимательства, использующие программно-технические комплексы самообслуживания для перевода наличных денежных средств и для оплаты товаров (услуг); – субъекты предпринимательства, осуществляющие операции по купле-продаже иностранной валюты; – предприятия сферы услуг, предоставляющие услуги потребителям (то есть физическим лицам, не являющимся субъектами хозяйствования). В качестве примера предприятий сферы услуг ГФС в Письме № 4315 приводит парикмахерские, салоны красоты, спортивные клубы, химчистки, сервисные центры по ремонту бытовой техники, а в конце этого «примерного» перечня ставит универсальное «и т.п.». Возможно, помочь решить вопрос, подпадают ли расчеты за те или иные виды услуг под действие Закона об РРО, субъектам предпринимательства поможет ДК 009:2010(8). В нем можно попытаться «найти себя», то есть найти вид осуществляемой экономической деятельности (на предмет того, может она попасть под действие Закона об РРО или нет). Однако здесь автор видит проблему. Закон об РРО не устанавливает зависимость применения (неприменения) РРО от статуса покупателя, на фактор которого указывает ГФС. Определяющими факторами согласно преамбуле Закона об РРО являются сфера деятельности (а приобретать результаты труда практически любой сферы могут и субъекты хозяйствования, и граждане), а также форма расчетов (за наличность или в безналичной форме с применением платежных карточек, чеков, жетонов и т.п.). Так что можно легко прогнозировать продолжение дискуссии на эту тему, в том числе и с привлечением представителей фискальных органов. В то же время для вышеперечисленных субъектов установлены разные сроки, на которые отодвигается применение ими РРО. Наиболее четко это предусмотрено для: – физических лиц — плательщиков единого налога второй группы, которые должны применять РРО с 1 января 2016 года (последний абзац п.1 раздела II Закона № 71); – физических лиц — плательщиков единого налога третьей группы, для которых применение РРО становится обязательным с 1 июля 2015 года (предпоследний абзац п.1 раздела II Закона № 71). Несколько «хитрее» законодатель поступил с субъектами предпринимательства, осуществляющими операции по купле-продаже валюты, переводу наличных денежных средств, продаже товаров в системе электронной торговли (то есть в сети Интернет). В п.9 раздела II Закона об РРО отмечено, что до 1 июля 2015 года их не будут штрафовать за невыполнение требований этого Закона. Что, впрочем, равносильно разрешению работать до указанной даты без РРО.
Акцизный налог в кассовых чеках РРО О том, что налоговики будут настаивать на выделении сумм акцизного налога в фискальных кассовых чеках при продаже в розницу подакцизных товаров, «Бухгалтерия» предупреждала своих читателей несколько недель назад(9). Поэтому Письмо № 1848 было вполне ожидаемым. Появление в действующем законодательстве этого налога (применительно к розничной торговле), как видно из Письма № 1848, породило существенные технические трудности введения «акцизных» реквизитов, поскольку у многих РРО, внесенных в Государственный реестр регистраторов расчетных операций до 01.01.2015 г., не предусмотрен механизм расчета акцизного налога с розничной продажи подакцизных товаров. ГФС в Письме № 1848 предлагает несколько алгоритмов введения акцизного налога в кассовый чек РРО (для субъектов хозяйствования, зарегистрированных плательщиками НДС): – путем расчета дополнительного сбора; – с помощью введения отдельной налоговой группы; – с использованием отдельного «виртуального» товара. Для неплательщиков НДС главное фискальное ведомство предлагает механизм расчета дополнительного сбора. В Письме № 1848 для каждой вышеуказанной технической «новации» представлен соответствующий образец кассового чека. По мнению автора, далеко не все субъекты хозяйствования смогут справиться с введением акцизного налога в кассовые чеки самостоятельно. Наверняка, с решением этой проблемы им будут помогать центры сервисного обслуживания РРО, с которыми у субъектов предпринимательства заключены соответствующие договоры.
РРО и фактические проверки Согласно пп.75.1.3 ст.75 НКУ фактической считается проверка, которая проводится по месту фактической деятельности, осуществляемой налогоплательщиком, относительно: – соблюдения кассовой дисциплины; – порядка осуществления расчетных операций; – ведения кассовых операций; – наличия лицензий, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров; – соблюдения работодателем законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами). Одним из самых «любимых» фискалами объектов фактических проверок является порядок осуществления расчетных операций, то есть операций, на которые распространяются нормы Закона об РРО. Их можно понять: штрафные санкции согласно ст.17 указанного Закона доходят до пятикратного размера проведенных с нарушением расчетных операций. Порядок выполнения фактических проверок приведен в ст.80 НКУ, и любой желающий может ознакомиться с ним самостоятельно. Однако в 2015—2016 годах проведение фактических проверок имеет некоторые особенности, на что обращено внимание в Письме № 4315 со ссылкой на п.3 раздела II Закона № 71. В указанном пункте законодатель установил, что в 2015—2016 годах проверки юридических и физических лиц — предпринимателей, у которых объем дохода за предыдущий календарный год не превышает 20 млн грн., осуществляются только с разрешения КМУ, по заявке субъекта хозяйствования на его проверку, согласно решению суда или требованиям УПКУ(10). Однако это ограничение не касается, в частности, фактических проверок субъектов предпринимательства, которые реализуют подакцизные товары в розницу (а таких субъектов в Украине более чем достаточно). А поскольку торговля отдельными подакцизными товарами (например, алкоголем и табаком) требует лицензии, то и этот объект фактических проверок также не зависит от суммы дохода субъекта предпринимательства за предыдущий календарный год. Таким образом, по формальному признаку, если субъект предпринимательства в 2014 году не достиг дохода в размере 20 млн грн., то о нарушениях порядка осуществления расчетных операций он, в принципе, волноваться не должен — проверки РРО в 2015 году ему не грозят. Однако, что будет на практике, пока предугадать сложно. Как было сказано в предыдущем разделе статьи, акцизный налог должен быть выделен в чеке РРО. На фактические проверки розничной торговли подакцизными товарами никаких ограничений не установлено. И автору слабо представляется ситуация, когда налоговик пришел проверять предприятие розничной торговли на предмет полноты уплаты акцизного налога и увидел нарушение порядка проведения расчетов (например, несоответствующую форму кассового чека), но поскольку предприя¬тие не достигло дохода в 20 млн грн. за предыдущий календарный год, то он закроет на это нарушение глаза. Впрочем, поживем — увидим. К сожалению, относительно проверок деятельности физических лиц — плательщиков единого налога второй и третьей групп (кроме тех, которые осуществляют деятельность на рынках или продажу товаров в мелкорозничной торговой сети) с 1 июля 2015 года законодатель указал, что на них не распространяется фактор дохода, если речь идет о вопросах соблюдения порядка применения РРО. Есть одна досадная оплошность. Говоря о том, что проверки соблюдения порядка применения РРО вышеупомянутыми предпринимателями — плательщиками единого налога в 2015—2016 годах будут проводиться несмотря ни на что, законодатель сослался на п.27 подраздела 10 раздела XX НКУ. В том смысле, что предприниматели, указанные в нем, все же от проверок будут освобождены. Однако это явная ошибка: следует смотреть в п.28, а не в п.27 подраздела 10 раздела XX НКУ. В нем сказано, что если физические лица — плательщики единого налога второй и третьей групп (кроме тех, которые осуществляют деятельность на рынках или продают товары в мелкорозничной торговой сети) начнут применять РРО с 1 января до 30 июня 2015 года включительно, то они освобождаются от РРО-проверок вплоть до 1 января 2017 года. Таким образом (исходя из вышеизложенного анализа действующего законодательства), ситуация с проверками порядка применения РРО в настоящее время выглядит следующим образом. Эти проверки в 2015—2016 годах не грозят: – юридическим лицам (независимо от выбранной ими системы налогообложения), если они не достигли дохода в размере 20 млн грн. в 2014 году и не достигнут его в 2015 году соответственно; – физическим лицам — предпринимателям, избравшим общую систему налогообложения, если они не достигли дохода в размере 20 млн грн. в 2014 году и не достигнут его в 2015 году соответственно; – физическим лицам — плательщикам единого налога второй и третьей групп (кроме тех, которые осуществляют деятельность на рынках или продают товары в мелкорозничной торговой сети), если они начнут применять РРО до 30 июня 2015 года включительно. Для этих предпринимателей мораторий на РРО-проверки продлится до 1 января 2017 года.
P.S. В одном из ближайших номеров «Бухгалтерии» будет опубликована статья о применении РРО в сфере услуг. Она будет интересна многим субъектам предпринимательства, которые с 1 января 2015 года лишились «льготы» по неприменению РРО при осуществлении наличных расчетов согласно изменениям, внесенным в п.1 ст.9 Закона об РРО Законом № 71.
(1)Опубликован: Бухгалтерия. — 2015. — № 4. — С.30—366 (прим. ред.). (2)Закон Украины от 04.07.2013 г. № 406-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с проведением административной реформы» (прим. ред.). (3)Опубликовано: Бухгалтерия. — 2015. — № 8. — С.27 (прим. ред.). (4)Опубликовано: Там же. — С.26—27 (прим. ред.). (5)Опубликовано: Там же. — С.28—30 (прим. ред.). (6)См.: Сушальская Т. РРО: крутой поворот в организации расчетов // Бухгалтерия. — 2015. — № 1-2. — С.75—77 (прим. ред.). (7)С использованием платежных банковских карточек (прим. авт.). (8)Национальный классификатор Украины «Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010», утвержденный приказом Госпотребстандарта Украины от 11.10.2010 г. № 457 (прим. ред.). (9)См.: Сушальская Т. Акцизный налог в рознице: посчитать и не ошибиться // Бухгалтерия. — 2015. — № 7. — С.58—61 (прим. ред.). (10)Уголовный процессуальный кодекс Украины от 13.04.2012 г. № 4651-VI (прим. ред.).
http://www.buhgalteria.com.ua/Hit.html?id=3865
|
|
| |