admin | Дата: П`ятниця, 15.06.2018, 20:34 | Повідомлення # 1 |
Ранг 10
Група: Администраторы
Повідомлень: 2045
Статус: Offline
| Мимо кассы: Зачем Украине система электронных чеков Правительство приняло постановление о переходе к электронному чеку - e-Receipt. С помощью разработанной ГФС программы кассовые операции теперь можно будет проводить через программное приложение, установленное на смартфоне или планшете. Пока программа не будет обязательной для использования – до 31 декабря 2019 года она будет реализовываться в качестве пилота, участие в котором может быть исключительно добровольным
"Вообще это смешно – в ХХІ веке вклеивать бумажные чеки в специальные тетрадки! Таких чеков за день печатается около 18 млн. Чтобы уменьшить головную боль предпринимателей, мы упрощаем систему", - написал сегодня в Facebook премьер-министр Владимир Гройсман. Он анонсировал переход от кассовых аппаратов к операциям в электронном виде.
Для реализации проекта правительство на сегодняшнем заседании утвердило постановление "О реализации экспериментального проекта в отношении регистрации и эксплуатации современных моделей программных или программно-технических комплексов, предназначенных для регистрации расчетных операций". Документом предусмотрено, что в Украине наравне с кассовыми аппаратами для регистрации расчетных операций можно будет использовать и приложение, которое возможно установить в смартфоне или планшете. Постановление вступает в силу с 1-го числа месяца, следующего за месяцем вступления документа в силу (после опубликования в официальной печати, - ред.) и действует до 31 декабря 2019 года. Проект является пилотным, и участие предпринимателей в нем является абсолютно добровольным. Для того, чтобы нововведение было внедрено на постоянной основе и стало обязательным для всех, необходимо внести поправки в Налоговый кодекс.
Зачем это нововведение?
Согласно действующему законодательству, в Украине при проведении расчетов использовать кассовый аппарат обязаны все предприниматели, работающие в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также покупки-продажи иностранной валюты. Также кассовые аппараты должны использоваться при поступлении наличных средств для их дальнейшего перечисления. "В то же время стоимость кассового аппарата является высокой и в зависимости от производителя составляет от 4 до 20 тыс. грн. Плюс затраты на техническое обслуживание – порядка 200 грн в месяц. Кроме того, существующая сегодня система регистрации и учета регистраторов расчетных операций (кассовых аппаратов) остается несовершенной: она неудобная и дорогостоящая: предусматривает регистрацию кассового аппарата на протяжении пяти дней, визит в ГФС и Центр сервисного обслуживания, оформление значительного количества бумажных документов (заявление с шестью приложениями)", - рассказал глава ГФС Мирослав Продан.
Отметим, что именно налоговая выступила инициатором нововведения. Также она уже разработала программное обеспечение, которое можно будет скачать как обычное приложение и использовать для проведения расчетных операций на смартфоне или планшете. В ГФС подчеркивают, что все кейсы новой системы будут для пользователей абсолютно бесплатными, абонплаты также не будет: "Система e-Receipt будет работать круглосуточно и содержать значительный массив информации для обеспечения потребностей ее пользователей".
Генерируемый системой электронный чек будет регистрироваться в системе ГФС и дополняться QR-кодом. Информация о чеке и его QR-код будут доступны для просмотра в электронном кабинете плательщика и будут доступны для просмотра покупателем. Таким образом, электронный чек будет иметь силу наравне с обычным, в случае если покупатель захочет вернуть товар или направить жалобу в соответствующие органы.
Для того, чтобы мотивировать покупателей требовать в магазине электронный чек, ГФС рассматривает возможность проводить лотереи, как в Европе. В розыгрышах смогут принимать участие электронные чеки. Эта часть проекта еще, правда, совсем сырая и только находится в стадии разработки.
Помимо упрощения жизни предпринимателям, ГФС преследует и свои цели, в частности увеличить налоговые поступления. Система электронного администрирования платежей давно и вполне успешно работает в Европе, и там расчетные операции фиксируют даже продавцы сувенирной продукции. В тексте пояснительной записки к принятому в Украине документу говорится, что реализация инициативы позволит уменьшить объем теневого оборота товаров, в частности подакцизных, будет стимулировать субъектов хозяйствования использовать регистраторы расчетных операций. Иными словами, в ГФС рассчитывают, что у предпринимателей исчезнет аргумент о том, как им дорого и неудобно использовать кассовые аппараты.
ГФС рассчитывает, что переход к электронной системе поможет в борьбе с серыми импортом, контрабандой и нелегальной торговлей. В частности, если электронные операции начнут использовать интернет-магазины бытовой техники, на лицо будут случаи занижения таможенной стоимости, продажи контрабандных товаров, к тому же будут железобетонные основания за это наказывать.
Что даст новая система?
Самый главный вопрос заключается в том, как заставить интернет-магазины и других предпринимателей перейти на систему электронного администрирования расчетных операций? Сегодня в Украине работают почти 2,7 млн юридических и физических лиц, при этом кассовые аппараты используют только 4,4% - физлиц и 3% - юрлиц. При этом штраф за неиспользование кассового аппарата составляет 1 грн. Если проверяющие от налоговой обнаруживают отсутствие кассового аппарата в каком-либо ООО "Петров", они выписывают ему штраф и предписание аппарат установить. Но когда приходят проверять выполнение предписания, чаще всего обнаруживают на месте того же субъекта хозяйствования уже ООО "Иванов". И так до бесконечности. Именно поэтому на большинстве рынков и лотков нашей огромной страны ежедневно продаются тонны одежды и еды безо всяких чеков. А бюджет недополучает НДС.
Более того, кассовый аппарат как таковой обязан иметь предприниматель, который работает в правовом поле. Поэтому те, кто работает легально, их и так давно уже имеют. У тех же, кто работает в тени и даже не зарегистрирован как предприниматель, по-прежнему нет никакого мотиватора начинать платить налоги, сказал 112.ua глава правления Всеукраинской общественной организации "Украинская таксомоторная ассоциация" (УТМА) Андрей Антонюк. В тени в Украине работает около половины всех предпринимателей. "В сфере такси нелегально работает около 90% автомобилей", - уточнил Антонюк.
Ситуация никак не изменится до тех пор, пока не будут введены механизм реального наказания и серьезные штрафы, говорят предприниматели. Неофициально в налоговой говорят, что сейчас работа в этом направлении ведется. Но пока имеем то, что есть.
"Та малая доля компаний, которые работают в сфере такси легально, имеют кассовые аппараты и используют их. Не думаю, что они будут отказываться от них и переходить на использование программы. По крайней мере в один день это точно не произойдет. Бизнес сейчас аккуратный: предприниматели будут долго присматриваться, какие-то шаги они начнут предпринимать, только если убедятся, что система бесперебойно и без сбоев работает", - сказал Антонюк.
Похоже, аналогичным образом будут действовать не только таксисты. После недавних сбоев из-за проблем с серверами на энергетической таможне предприниматели еще долго будут присматриваться к новшеству, прежде чем ввести его. "Бизнес, который работает на РРО старого образца и уже понес расходы на их приобретение, будет с осторожностью относиться к перспективе закупить и перейти на новые приборы, протестировать на себе их работу. Поэтому сразу массового перехода сложно ожидать. Кроме цены, для большинства представителей важно знать, что эта система действительно будет работать без перебоев, произойдет интеграция с другими системами ГФС и бухгалтерскими программами. Массовый переход состоится после завершения пилотного проекта (конец 2019), и уже сейчас должны думать о том, какие изменения необходимо внести в законодательные акты по регулированию операций фискализации", - считает исполнительный директор Союза украинских предпринимателей Екатерина Глазкова. Она также отметила, что СУП поддерживает этот шаг правительства.
Пока система наказания за отсутствие систем РРО не появится, рассчитывать на рост налоговых поступлений ГФС вряд ли стоит.
Елена Голубева
https://112.ua
|
|
| |