shumey | Дата: Неділя, 28.07.2013, 16:27 | Повідомлення # 1 |
Ранг 3
Група: Администраторы
Повідомлень: 63
Статус: Offline
| «Эволюция РРО»: как провести ее эффективно
1 июля 2013 г. имело все шансы стать недобрым днем для многих операторов розничной торговли и услуг: с этой даты должны были вступить в силу санкции за непредоставление электронной отчетности по операциям, проводимым регистраторами расчетных операций (РРО). По состоянию на конец июня, из 280 тысяч используемых в Украине РРО функцию передачи электронных отчетов реализовывали всего 82 тыс. устройств, и принятие Закона Украины № 357-18 об отсрочке финансовых санкций до 1 января 2014 г. дало розничным операторам необходимую отсрочку для завершения модернизации.
Суть реформы и ее сроки
Напомним, что 1 января 2013 года в Украине стартовала реформа в области регистраторов расчетных операций (РРО), используемых в сфере розничной торговли и услуг: все РРО переводятся с бумажной на электронную отчетность о проводимых операциях и формирование контрольной ленты в электронном виде. Цель реформы – упростить предоставление отчетности в Министерство доходов и сборов, уйти от ежемесячного предоставления бумажных документов и визитов в налоговую. К преимуществам перехода на электронную форму отчетности можно также отнести уменьшение на 40% количества используемой бумаги, что освободит место в магазине, где ранее согласно законодательству в течение 3 лет хранились контрольные ленты.
Если с 1 января 2013 г. электронная форма отчетов была добровольной (по крайней мере, ее отсутствие не было наказуемо), то теперь с 1 января 2014 г. это требование становится обязательным. А учитывая, что с 1 октября 2013 в Государственный Реестр РРО не будут включаться (а, значит, и допускаться к использованию) регистраторы, не поддерживающие передачу электронных отчетов, то фактически модернизацию необходимо завершить до 1 октября 2013 года.
Техническая сторона дела
С технической точки зрения, есть 2 способа выполнить требования законодательства:
1) Приобретение РРО нового поколения, создающего контрольную ленту в электронной форме и содержащего встроенный модем (КЛЭФ) (с 1 января 2014 г. к первичной регистрации в МДС будут допускаться только такие аппараты).
2) Доработка существующей кассовой техники и присоединение к ней соответствующих модемов для передачи информации.
Исходя из этого, перед производителями РРО стояла задача в течение полугода разработать, модернизировать и поставить новые версии РРО, соответствующие изменениям в законодательстве, а предпринимателям за это же время необходимо было доработать существующую фискальную технику или приобрести новую, соответствующую требованиям. Взяться за реализацию столь масштабного проекта в столь сжатые сроки – это подвиг для всех её участников: налоговиков, НБУ, производителей РРО, ЦСО и предпринимателей.
В общих чертах, процесс модернизации выглядит так:
- Производитель техники находит способы модернизации имеющихся РРО (подключение внутреннего или внешнего модема и пр.) или разрабатывает новые устройства. Также производитель должен предоставить документацию и устройства для экспертизы на соответствие требованиям налоговой.
- Устройства, успешно прошедшие процедуру экспертизы, включаются в Государственный реестр РРО, после чего они становятся разрешенными к использованию в рознице.
- Оператор розничной торговли или услуг инициирует модернизацию старого парка РРО или закупку РРО нового поколения
- Производители выполняют силами авторизированных центров сервисного обслуживания (ЦСО) физическое подключение устройств к инфраструктуре передачи данных (беспроводная или проводная сеть).
- Осуществляется регистрация аппарата в системе и подключение его к информационному эквайру.
- Данные с регистратора начинают через протокол НСМЭП, разработанный НБУ, поступать на сервер Министерства доходов и сборов.
Мнение участника модернизации:
Вячеслав Чекунов, директор SystemGroup, ТМ Datecs
Какие изменения в работу вашей компании принесла модернизации РРО? Поскольку и клиентов из сектора розницы (и соответственно используемых ими РРО) на нашем счету много, то необходимость в сжатые сроки модернизировать весь парк техники перевела нашу работу в очень интенсивный режим. Необходимо было понять, каким способом можно доработать каждую из моделей, закупить компоненты, написать ПО, обеспечивающее совместную работу устройства и модема, протестировать, подготовить документацию, пройти регистрацию в Госреестре и пр. И все это для десятков тысяч устройств. Потому и производство, и программисты, и сервис работают почти круглосуточно, стараемся обеспечить всех. И отсрочка санкций здесь весьма кстати, спасибо мудрости законодательных органов.
С какими трудностями вы столкнулись?
Основная трудность – многосоставность системы, когда из-за большого количества участников процесса необходимо учитывать множество ньюансов и аспектов, большинство из которых невозможно предвидеть. Например, как поведет себя подключенный к системе Регистратор после паузы в работе эквайера, когда ему придется шифровать и передавать двойной объем информации, и при этом обслуживать покупателей? На практике в таком случае РРО может работать гораздо медленнее, чем это привычно кассиру, и, хотя проблема на стороне эквайера, но решать ее и адаптировать внутреннее ПО приходится нам. Или по мере подключения все новых устройств скорость передачи данных становится гораздо медленнее регламентированной…на что мы влиять не в силах. Система «длинная», новая, неотработанная, на любом участке передачи данных может произойти сбой, а винить клиент склонен производителя Регистратора… увы. Нам очень дорога наша репутация, потому такие ситуации очень расстраивают.
Вторая сложность – невозможность протестировать работу регистратора в системе заранее. Работа эмулятора, который нам предоставляется, сильно отличается от реальной ситуации. У эмулятора идеальные условия: короткий кабель, никаких помех и неожиданностей. У реального же клиента в реальной эксплуатации возникают проблемы, которые сложно предвидеть, понять и соответственно построить работу оборудования и программного обеспечения с учетом этих вещей. Здесь бы было замечательно, если бы НБУ и ДПС предоставили полноценный тестовый канал: реальный IP, реальные лини, реальные задержки, реальные потери пакетов, реальные проблемы. Или такая, казалось бы, простая операция как подключение модема требует не только физического соединения двух аппаратов, но и разработки нового программного обеспечения, которое обеспечивает их корректное взаимодействие. И если провести разработку и опытные испытания совместной работы модема и мы можем на собственном производстве, то как поведет себя оборудование в реальных условиях, когда к нему подключены программы и оборудование сторонних разработчиков - мы не можем спрогнозировать заранее: этот процесс требует времени на взаимную адаптацию и пр.
Ну и сроки, конечно же. Наших Datecs`ов в рознице работает очень много, плюс есть много новых клиентов, которые сейчас обновляют свое оборудование, и мы всеми силами стараемся успеть обслужить всех.
Многие проблемы остаются «за кадром», и даже клиенты, для которых мы уже завершили процесс модернизации, не всегда догадываются, с какими проблемами нам приходилось сталкиваться. Клиенту все выдается «под ключ».
А какие положительные стороны вы видите в Эволюции РРО?
Система нужная и важная с точки зрения избавления от бумаг, экономии, высвобождения мест хранения и в принципе перехода на более современные методы ведения отчетности.. Нам же как производителю (конечно, когда пройдет интенсивный этап первоначальной модернизации) она позволит более гибко удовлетворять потребности клиентов: комплектующих под одностанционные РРО (КЛЭФ, без бумажной контрольной ленты) намного больше, и мы сможем предлагать клиентам более гибкие варианты и по дизайну, и по функциональности, и по габаритам.
Какие советы Вы бы дали игрокам розничного рынка, чтобы пройти модернизацию
1. Получите профессиональную консультацию. Нынешний этап модернизации – не финальный. В перспективе все аппараты должны перейти на формат КЛЭФ (контрольная лента в электронной форме), а некоторые из моделей могут быть не допущены к использованию даже после выполнения доработок. Потому отнеситесь к вопросу выбора РРО взвешенно, чтобы не столкнуться с необходимостью еще раз менять оборудование.
2. Размещайте заказы заранее. Несмотря на отсрочку финансовый санкций до 1 января 2014 года, РРО старого образца нельзя будет использовать уже с 1 октября 2013 г., поскольку аппараты, не поддерживающие передачу отчетов, с этой даты не будут включаться в Государственный Реестр РРО и потому будут запрещены к использованию. Учитывайте, что по согласно законодательства доработку РРО могут выполнять только их производители, а производственные мощности у всех сейчас перегружены. Потому заказы имеет смысл размещать заранее, чтобы завершить модернизацию в срок.
3. Модернизируйтесь пошагово. Учитывайте, что из-за особенностей системы невозможно точно спрогнозировать работу оборудования после подключения к эквайеру, потому выполняйте модернизацию в каждом из магазинов частями: в таком случае при возникновении сбоя вторая часть кассового парка сможет обслуживать клиентов, а у специалистов ЦСО будет время разобраться с причинами некорректной работы и устранить их без ущерба вашему бизнесу.
http://www.stc-istok.com.ua
|
|
| |